«Заветный кусочек пластика»

Тема близкого знакомства с автомобилем и получения водительских прав уже затрагивалась на нашем сайте. Сегодня же мы рассмотрим вопрос автошкол, обучения и сдачи экзаменов более подробно.

Но первым делом хотелось бы сказать, что о приобретении водительского удостоверения путем «покупки» следует забыть раз и навсегда. Дело не в стоимости сомнительной сделки и даже не в том, что заветная пластиковая карточка может оказаться липовой и первая же встреча с сотрудниками ГАИ может закончиться печально. Наверное, никому не нужно объяснять, что дорога способна отнять не только вашу, но и чужую жизнь по вашей вине. И выезжать на дорогу, не владея в достаточной степени автомобилем и не зная Правил дорожного движения, НЕЛЬЗЯ! Сегодня, к сожалению, для многих этот запрет ничего не значит – не потому ли ежегодно на дорогах нашей страны гибнет более 30 тысяч человек? В общем, дорога – это серьезно, и относиться к ней нужно соответственно.

От автора:

Яучилась и получала права 8 лет назад (в Москве). С тех пор кое-что изменилось. Например, не стало совершенно дурацкого, на мой взгляд, элемента: «разгон-торможение» — когда за 14 секунд надо тронуться, включить первую-вторую передачи и затормозить, не заезжая за линию. «Валили» на этом элементе всех подряд. Из-за него я сама сдавала «площадку» четыре раза. Еще одно изменение – отменили обучение «экстерном». То есть, термин остался, но сегодня он приобрел негативное значение, поскольку теперь это незаконно и считается, что автошколы, предлагающие экстерн, обманывают своих клиентов. Мое личное мнение: экстерн (16 часов теории плюс 28 часов практики – и едешь в ГАИ сдавать самостоятельно) был весьма удобен для тех, кто уже владел навыками вождения и просто хотел формально закрепить свои знания и умения. Так было и у меня: я умела трогаться, переключаться, ездить по площадке и знала все дорожные знаки. Но теперь всем приходится учиться 2 с лишним месяца, сдавать внутренний экзамен и только потом уже ехать в ГАИ всей группой. Для людей, обучающихся «с нуля», это, безусловно, плюс. Для тех же, кто уже кое-что умеет – возможно, тоже плюс, если школа способна предоставить качественные услуги.

На момент написания статьи слухи о том, что срок обучения в автошколах планируют продлить до 6 месяцев, не были подтверждены. Хотя, если это произойдет, навряд ли программа обучения будет сильно изменена. Скорее всего, растянут все то же самое на более долгий срок.

Автошкол сегодня много в каждом городе. Чаще всего будущие водители выбирают школу, ориентируясь на отзывы знакомых, родственников и в интернете, а также по месту расположения (чтобы поближе к дому или работе). На что рекомендуется обращать внимание при выборе?

- У автошколы должна быть лицензия на данный вид деятельности. Иначе обучение в ней окажется недействительным и до экзаменов в РЭО ГАИ вас не допустят.

- По окончании курса обучения вам должны выдать следующие документы: свидетельство об окончании школы и водительскую карточку с фотографией, паспортными данными, номером свидетельства и печатью ГИБДД. Все остальное не имеет никакой ценности. Поэтому, если школа обещает что-то другое вместо вышеперечисленного – связываться не стоит.

- Количество человек в группе должно быть около 30. Набор в автошколы ведется круглый год и по мере набора группы начинаются занятия. Большинство автошкол проводят занятия по вечерам и выходным, кое-где есть и утренние часы.

- Школа должна располагать собственными учебными пособиями, макетами светофоров, плакатами, а также компьютерами. Обучение с помощью компьютерных программ считается более действенным, к тому же, можно заранее пройти тест, который предлагается на экзамене в ГАИ.

- Соотношение практических занятий на реальном автомобиле и тренажере должно быть 70/30%. Если на тренажер-симулятор приходится более 30% от общего времени, то о качестве обучения говорить не приходится. Некоторые инструкторы вообще считают тренажер бесполезным устройством.

- Количество часов вождения должно составлять не менее 28-30 академических часов. Важно также количество автомобилей и их состояние. В серьезных автошколах техника, как правило, не «убитая». Некоторые школы работают только с отечественными автомобилями, но сегодня довольно часто можно встретить на учебных площадках иномарки (чаще это недорогие «корейцы»).

Во многих автошколах предлагают услуги фотографа, медкомиссии. В принципе, воспользоваться этим можно, правда, выйдет дороже, чем где-то «на стороне».

Курс обучения в автошколе начинается с теоретической части: изучение Правил дорожного движения (ПДД), лекции по устройству и техобслуживанию машины, занятия на компьютерах. Экзаменационные билеты по ПДД и к ним можно купить еще до начала занятий и «поотгадывать» картинки-билеты самостоятельно. А на лотках с дисками можно найти полезный CD с программой, объединяющей и билеты, и , и много дополнительной информации. Все это можно штудировать параллельно с обучением в школе. Инструкторы автошкол советуют уделять изучению Правил по часу в день в течение месяца.

Перед началом практических занятий не лишним будет поинтересоваться, по какому графику это предстоит делать, есть ли у автошколы собственная площадка-автодром или же школа ее арендует. В случае с арендой придется подстраиваться под график школы (это может быть связано с неудобствами – придется отпрашиваться с работы или учебы).

Если машина у вас уже есть или же известно, какую будете покупать, можно попытаться найти инструктора с похожей моделью. Но, даже если не найдется, ничего страшного. Научиться можно на любом автомобиле, принципы управления везде аналогичны. Недавно в одном журнале попался на глаза совет начинающим водителям: начинать обучение на автомобиле с автоматической коробкой передач, покататься, привыкнуть, а потом… переходить на «механику»! Совет в корне неверный и на подобные предложения соглашаться не стоит. Тем, кто никогда раньше не сидел за рулем, начинать нужно только с механической коробки передач! Именно она позволяет почувствовать машину, понять, как она себя ведет и отзывается на действия водителя. На «автомат» перейти потом можно всегда, если захочется. Тем более, что сдавать экзамен придется все равно на «механике». Наше ГАИ, кстати, уже думает о том, чтобы машины с «автоматом» вынести в отдельную категорию – надо думать, неспроста!

Так или иначе, первые занятия пройдут на учебной площадке. Через сколько занятий вас можно будет выпустить в город, инструктор решит сам. В дальнейшем занятия могут совмещаться: из отпущенных полутора часов половину вы будете тратить на отработку технических элементов: сегодня это «змейка», «параллельная парковка» (ох как не хватало ее 8 лет назад! – авт.), «разворот в узком месте», «въезд в гараж» и «трогание на подъеме». Вторую половину времени вы будете ездить по городу в реальных условиях (маршрут, опять же, выбирает инструктор). Положенных 28-30 часов может не хватить – в этом случае придется брать дополнительные часы за отдельную плату и по отдельной договоренности с инструктором. Надо быть к этому готовым, потому что в среднем нужно часов 40, чтобы ощутить себя за рулем более-менее уверенно, «почувствовать» машину (первое время будет ощущение, что машина отдельно, а вы – отдельно…)

Когда обучение подходит к концу, начинается самое главное: экзамены. Как уже сказано выше, экстерн отменили и без внутришкольного экзамена не обойтись никак. Подробно останавливаться на «внутреннем» экзамене не будем, в каждой школе свои нюансы и о них вам расскажут. Если сдача проходит успешно, вас допускают до экзаменов в ГАИ. Дату и время вам сообщат заранее.

Проходят экзамены в три этапа и при самом удачном раскладе их удастся пройти за один день. Но это при самом удачном (практически не бывает случаев, чтобы за один «заход» сдала вся группа – к этому тоже надо быть готовым).

Первый этап – «теория», сдача ПДД на компьютере. 20 минут, 20 вопросов, ошибиться можно лишь 2 раза. Запрещено пользоваться любой литературой, а также переговариваться с соседями по классу (на экзамен приглашают обычно группой). Волнуются обычно все очень сильно, тут совет один: собраться и включить память – все-таки, не зря столько времени изучали Правила!

Второй этап – «площадка». Теперь сдаются только три элемента из пяти (какие – см. выше), но «трогание на подъеме» выполняется в любом случае. Инспектор ГАИ садится с вами в машину – и дает команду начинать… На три элемента дается четыре попытки, то есть, один из них можно переделать, но не более одного раза.

(От автора: в моей жизни было множество разных экзаменов, но нигде я не чувствовала такого мандража, как при сдаче «практики» в ГАИ! Присутствие инспектора в автомобиле практически «парализовывало» и вызывало дрожь в конечностях. В общем, один из самых неприятных экзаменов, который, тем не менее, удалось сдать!)

Если и «площадка» позади – остается последний, третий этап – «город». Часто автошколы организуют ознакомительные поездки по экзаменационному маршруту – можно поехать, посмотреть, информация не лишняя.

В машине с вами снова будет находится инспектор и, возможно, еще трое таких же, как вы, кандидатов в водители. Здесь главное делать все спокойно. Теоретически, инспектору запрещено провоцировать кандидата на нарушение ПДД, но они все равно это делают (якобы «проверяют знание Правил»). Например, неожиданно предлагают развернуться – разметка этого не запрещает – вы разворачиваетесь и получаете оценку «не сдал» — оказывается, вы выполнили маневр на остановке или пешеходном переходе. Или, допустим, вы едете по узкой улице с машинами, припаркованными вдоль тротуара, и инспектор говорит: «Вы сейчас заденете правым боком стоящие автомобили!» Вы тут же смещаетесь влево – и получаете оценку «не сдал», поскольку оказались на встречной полосе… Поэтому не торопитесь моментально реагировать на слова инспектора – бросьте взгляд по сторонам, возможно, вас провоцируют на нарушение. Но даже если вышло так, что вы не сдали с первого раза – не отчаивайтесь, придете на пересдачу. В 2007 году пересдать «теорию» стоило 60 р., «площадку» и «город» — 100 р. Мы не рассматриваем варианты, в которых все заранее «проплачено», все можно сделать легальным, обычным путем. Обычно инспектор понимает, что, если человек пришел на пересдачу в второй, третий и даже четвертый раз, он явно не собирается ничего доплачивать «в карман» и от такого проще отделаться, чем «заваливать» его бесконечно.

Собственно, после сдачи «города» ваша водительская карточка остается в РЭО ГАИ и вам говорят, когда подъехать за готовыми правами. Вот он, светлый миг победы! :) Правда, еще придется уплатить госпошлину за выдачу водительского удостоверения (в 2007 году было 200 р. или 300 р. за удостоверение международного образца).

На самом деле, процесс обучения и получения прав только кажется сложным и долгим. Все пролетает очень быстро, хотя и оставляет в памяти сильный эмоциональный отпечаток. Но получение желанной пластиковой карточки – это только начало, «пропуск» в жизнь «человека автоводящего». А в ней вас ждет много интересного – сами увидите! Удачи!

Наталья Буртовая

Фото: www. autovao. ru

(1)

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159