Характер вашего ребенка (окончание)

&lt-&lt-В начало

Как формируется характер?

В процессе развития ребенка, в том числе в формировании характера, бывают стабильные и критические этапы. Во время стабильных периодов изменения происходят медленно, незаметно, они как бы накапливаются. Для критических характерен резкий качественный скачок в развитии. В этот момент отношения с взрослыми складываются непросто, потому что ребенок начинает по-новому себя ощущать и требует к себе другого подхода.

В дошкольном возрасте ребенок переживает 2 возрастных кризиса, оказывающих влияние на развитие его характера: в 1 год и в 3 года. Периоды от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3-х лет (раннее детство) и от 3-х до 6-7 лет (дошкольное детство) являются стабильными.

Младенчество (1-ый год жизни)

Первый год жизни ребенка очень важен для формирования эмоциональных черт характера. В это время основным типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение с взрослым. Младенец еще не может существовать отдельно от окружающих его людей, он учится взаимодействовать с ними, проявлять свои желания и потребности. От того, насколько внимательны и добры к нему родители и другие родственники, будет зависеть эмоциональный фон всей его дальнейшей жизни.

Кризис первого года

Во-первых, кризис первого года жизни связан с тем, что ребенок начинает ходить, уже в чем-то приближаясь к взрослому человеку. Во-вторых, происходит формирование речи, появление первых осмысленных слов. В-третьих, начинают проявляться волевые черты характера: ребенок отказывается подчиняться старшим, оказывает им сопротивление. Малыш начинает отделять себя от взрослого, даже в чем-то противопоставлять себя ему. Для того чтобы получить желаемое ребёнок начинает сознательно капризничать (кричать, плакать, падать на пол, отказываться идти). Особенно сильно такое поведение проявляется при неправильном воспитании. В такой ситуации важно избежать крайностей со стороны родителей: не стоит кричать, полностью игнорировать его поведение или идти у него на поводу. Нужно постараться дать понять доступным малышу способом, что капризы не лучший метод достижения цели.

Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

В это время формируется ориентация ребенка на себя, на предмет деятельности (на дело) или на других людей.

Если ребенок ориентирован на себя, он отличается высокой тревожностью, сосредоточенностью на своих чувствах, мыслях и переживаниях, подавленностью или повышенной капризностью. Его поведение напрямую зависит от самочувствия и настроения в определенный момент. В процессе общения с другими людьми малыш ориентируется исключительно на собственные интересы и желания, редко задумываясь о чувствах окружающих. Он переоценивает свои способности, при этом слишком требователен к окружающим. Очень важно научить такого ребенка считаться с мнением и желаниями других людей.

Ориентация на предмет деятельности (на дело) выражается в том, что малышу интересно постоянно узнавать что-то новое. Этот тип ориентации начинает проявляться очень рано, в первые годы жизни. Таких детей часто называют любознательными, «почемучками», им интересно конструировать, строить, лепить, постоянно совершать открытия. Не ограничивайте малыша в процессе его развития, придумывайте для него новые увлекательные занятия.

При ориентации на других людей кроха ведет себя так, чтобы не ущемить интересы окружающих. Проявляется подобная ориентация в готовности общаться и взаимодействовать с другими людьми. Важно показать ребенку, что его собственные желания не менее значимы.

Если ребенок терпит неудачу в каком-либо деле, наиболее сильные переживания возникают у детей, ориентированных на себя. Легче всего справляются с трудностями малыши, ориентированные на предмет деятельности.

В период раннего детства активно формируются интеллектуальные черты, ребенок учится решать интеллектуальные задачи, часто методом проб и ошибок. Он познает мир, изучает свойства и функции предметов. Развивается наблюдательность – малыш смотрит на взрослых и пытается им подражать. Закладываются основы нравственных черт, умения находить общий язык с родителями и другими людьми.

Кризис 3-х лет

Первый признак кризиса – это негативизм. Ребенок категорически отказывается от предложений взрослых, несмотря на то, что внутренне согласен с ними. Таким способом он учится проявлять свои волевые и эмоциональные качества.

Вторым признаком кризиса является упрямство, которое отличается от настойчивости. Малыш будет до конца настаивать на своем первоначальном решении, хотя у него нет большого желания поступить именно так. Например, ребенку предложили что-то съесть, но он отказался. Если позже он захотел, то все равно не соглашается, проявляя упрямство, строптивость и своеволие. Такие поступки показывают развивающееся, но еще неустойчивое стремление ребенка проявить самостоятельность.

Третий признак кризиса 3-х лет – симптом обесценивания, когда ребенок начинает называть ругательными словами своих близких. В такой ситуации важна правильная реакция взрослых, поскольку от их мудрого, выдержанного, но в то же время твердого поведения будут зависеть нравственные черты формирующейся личности. Важно объяснить малышу, что подобное обращение к близким не приемлемо. В этом возрасте ребенок проявляет свое «Я», определяя собственное отношение к окружающим людям, к авторитету родителей.

Дошкольный возраст (от 3-х до 6-7 лет)

Ребенок познает окружающий мир с помощью взрослого, многие дела они могут делать вместе. В этот период на первое место выходит игровая деятельность. В процессе игры ребенок усваивает образцы поведения, принимая на себя роль взрослого человека, большей степени происходит формирование нравственных черт (честность, чувство долга).

Необходимость подчиняться определенным правилам в процессе игры заставляет ребенка контролировать свое поведение, способствует развитию воли целеустремленности, выдержки.

Игра влияет на формирование интеллектуальных черт характера (наблюдательности, рассудительности, гибкости ума), поскольку знания из игровой деятельности переносятся в реальную жизнь и наоборот.

К концу дошкольного возраста у ребенка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, в дальнейшем из этих качеств развивается самооценка.

Характер не является чем-то готовым, изначально данным от природы, он формируется в процессе жизни человека. Очень важно, чтобы родители уделяли внимание ребенку и предоставляли возможности проявить себя, создавая тем самым условия для развития сильных сторон его характера. В общении с малышом необходимо помнить о принципе золотой середины: нельзя все ему позволять, но в то же время нельзя все запрещать.

Ольга Литвинова

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159