Тест «Какая Вы мама?»

Педагоги Польши утверждают, что существует, грубо говоря, три типа матерей. Чтобы узнать, к какому «сорту» относитесь вы, нужно ответить на вопросы теста. В нем предлагаются 12 разных, довольно типичных ситуаций. К каждой из них на выбор даются три возможных варианта поведения матери. Выберите один из них так, словно речь идет о вас и вашем ребенке. Отметьте свои ответы, а затем загляните в раздел «Решение».

Мы надеемся, что, отвечая на вопросы, вы сможете разобраться в своих ошибках, достоинствах и недостатках.

1. Семилетняя Мила с плачем возвращается со двора и жалуется, что подралась со своими ровесниками, которые ей надоедали:

А) идете о дочерью во двор, чтобы рассудить, кто прав, и накричать на виновных-

Б) советуете ей вернуться во двор и самой попробовать помириться с детьми-

В) велите ей остаться дома и поиграть одной.

2. Трехмесячный Петя лежит в кроватке и плачет, несмотря на то, что он Накормлен, сухой и здоровый:

А) успокаиваете его, даете ему соску-

Б) берете ребенка на руки, ласково разговариваете с ним-

В) ждете, когда он накричится и уснет.

3. Одиннадцатилетний Саша украдкой взял рубль из кошелька матери и потратил его с друзьями:

А) проводите с ним серьезную беседу, одновременно увеличиваете ему карманные расходы-

Б) в серьезной, но спокойной беседе с Сашей решаете, что взятые деньги он возвратит по частям из своих карманных расходов — чужие деньги надо возвращать. Но иного наказания за этим не последует-

В) Саше достается приличный нагоняй, а вдобавок он в ближайшее время не будет получать денег на карманные расходы.

4. Пятнадцатилетняя Надя была на дне рождения у подруги и возвратилась на час позже, чем ей позволено:

А) вы изнервничались так сильно, что ближайшие две недели не позволяете Наде никуда ходить — ни к подругам, ни на прогулку, ни в кино-

Б) обсуждаете о Надей случившееся, принимая во внимание ее аргументы — устанавливаете для нее новое, более позднее время обязательного возвращения домой при условии, что опоздания больше не повторится -

В) считаете, что опоздание на час не проблема: ведь Надя уже подросток, а не маленький ребенок.

5. Шестилетний Витя испортил куклу своей младшей сестры — плач, крики, скандал:

А) Витя должен извиниться перед сестрой и отдать ей одну из своих собственных игрушек-

Б) пробуете вместе с ним починить куклу-

В) в наказание забираете у него его любимую игрушку.

6. Двенадцатилетняя Вера получила в последнее время много двоек и скрыла их от матери. Вскоре это выяснилось. Вера плачет и отчаивается:

А) сердитесь на дочь не только из-за двоек, но и из-за того, что она их утаила. Решаете, что вечером она никуда не выйдет из дома и будет сидеть над уроками-

Б) успокаиваете ее, решаете поговорить с учителями, чтобы узнать, откуда вытекают школьные трудности и как надо помочь ребенку-

В) сурово разговариваете с Верой, грозя, что если она и дальше будет плохо учиться, то не попадет в институт, о котором мечтает.

7. Девятимесячная Аня с восторгом и энтузиазмом бросает из кроватки свои игрушки, а когда все они уже выброшены, начинает плакать:

А) берете Аню на руки, играете с ней-

Б) собираете игрушки и снова кладете их в кроватку-

В) спокойно переносите ее крики, считая, что, когда она устанет, сама замолчит.

8. В 10 вечера семилетний Паша в третий раз встает с кровати и входит в комнату к родителям, жалуясь, что не может заснуть:

А) отсылаете его обратно, обещав на завтра мороженое, если он сразу заснет-

Б) решительно отправляете его в кровать, обещая, однако, что в субботу он сможет подольше посидеть со взрослыми-

В) отправляете его в кровать, предупреждая, что, если он не заснет, будет наказан.

9. Семилетний Костя капризничает во время обеда — не хочет есть то, что ему не нравится, хотя раньше это любил:

А) готовите ему взамен что-нибудь другое-

Б) позволяете ему встать из-за стола с условием, что на ужин ему достанется то же самое-

В) сурово предупреждаете, что не терпите капризов и что Костя не встанет из-за стола, пока тарелка не будет пустая.

10. Шестилетняя Наташа едет с мамой в автобусе, ведет себя очень не вежливо, а при замечании, сделанном ей матерью, ожесточается и кричит на нее:

А) не реагируете на крики Наташи: ведь она ребенок-

Б) сдержанно, но решительно успокаиваете ее-

В) даете ей шлепка, предупреждая, что дома еще накажете.

11. Семнадцатилетняя Лариса просила разрешения пойти к подружке. Случайно выяснилось, что вместо этого она о подругой и знакомыми ребятами пошла на дискотеку:

А) категорически запрещаете дочери встречаться с этой подругой-

Б) говорите дочери, что она обманула вас и этим потеряла доверие — просите, чтобы она объяснила, для чего солгала -

В) считаете, что Лариса уже достаточно взрослая девушка, чтобы разбираться во многом самой.

12. Уже в третий раз мать ловит тринадцатилетнего Мишу на том, что он не учит уроки, а только делает вид, читая спрятанную в тетрадках интересную книжку:

А) делаете за Мишу задание по математике, чтобы не «схватил» в школе двойку, но в наказание он целую неделю не будет ходить в кино-

Б) разговариваете с Мишей, чтобы узнать, почему он не доделал уроки: может быть, не сумел с ними справиться — нужно помочь-

В) без слов забираете книжку и выходите из комнаты.

РЕШЕНИЕ

Вы уже подсчитали свои ответы? Сколько у вас «а», сколько «б» и «в»?

Если больше «а», вы принадлежите к типу матерей, у которых основной ошибкой является отсутствие доверия к собственному ребенку. Вы часто вмешиваетесь в его дела. Мечетесь между чрезмерной снисходительностью и чрезмерной суровостью. Стараетесь устранить на пути ребенка все преграды. Постоянно все решаете за него, вечно боитесь, что он может сделать что-нибудь плохое, накликать на себя беду. Обращаетесь с ним как с невольником, причем привилегированного плана — балуете, но держите в клетке. Требуете, чтобы ребенок верил вам безгранично, но сами не очень доверяете ему. Любя, часто не понимаете ребенка и его настоящих потребностей.

Если больше «б», относитесь к типу матерей рассудительных и понимающих своего ребенка. Представляете ему ровно столько свободы, сколько положено в его возрасте. Понимаете, что ребенок должен сам приобретать жизненный опыт|, даже если опыт этот огорчителен, что он должен возможно раньше научиться отвечать за себя и свои поступки. Не тираните ребенка, но окружаете его, однако, бдительной, хотя и сдержанной опекой, стараетесь прежде всего понять его в любой ситуации и в любом возрасте.

Если больше «в», являетесь «удобной» для ребенка матерью. Это значит, что охотнее вы применяете те методы воспитания, которые не требуют от вас особых усилий и понимания интересов ребенка и его психики. Вы склонны столкнуть с себя ответственность за ребенка, дать ему свободу, может быть, даже чрезмерную, только чтобы не обременять себя лишними заботами. Свято верите, что наилучший способ воспитания — это наказание — считаете, что хорошо иногда припугнуть ребенка. Не стараетесь его понять, потому что не считаете, что для процесса воспитания это необходимо.

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159