Собеседование: по другую сторону баррикад

Не так давно я, наконец — то, добралась до долгожданного оазиса — кресла начальника. Это кресло напоминает мне розу с шипами: вроде оно и мягкое и удобное, но того и гляди, как кто — нибудь подложит тебе канцелярские кнопки. Кроме типичных обязанностей руководителя на меня свалилась еще одна проблема: подбор персонала.

По идее у меня есть выбор из целой толпы желающих, которые хотят попасть на это место. А если «без идеи», то мне срочно нужен человек, который возьмет на себя хотя бы часть работы, иначе я просто сойду с ума. А подходящих кандидатур совсем немного.

Для начала я решила просмотреть все присланные резюме: вдруг я пропустила кого — то нужного, или, наоборот, отобрала лишних. Удивительно, насколько бросаются в глаза промахи чужих резюме: здесь – неисправленная орфографическая ошибка, там – слишком активный пиар собственной персоны. Два высших образования, три иностранных языка свободно и еще три со словарем, огромный опыт работы — спрашивается: зачем человек идет к нам – маленькую и не особенно перспективную фирму, если ему надо управлять корпорацией, по меньшей мере? Еще одна кандидатка почему — то упомянула себя, как прекрасную мать и любящую жену – но у нас тут вроде не детсад и не брачное агентство.

Кроме таких вот «шедевров» и резюме тех, кто нам со всем не подходит, остается несколько человек, которых я собираюсь пригласить на собеседование.

Как соискатель я знаю о собеседованиях почти все. В силу своей природной «неусидчивости» на одном месте, а также затянувшегося поиска своего места под солнцем, я меняла работу очень часто. И пройти собеседование – для меня не проблема. Но теперь, оказавшись по «другую сторону баррикад», я чувствую себя не слишком уверенно. Как правильно себя вести? Как выбрать подходящего человека?

Я разработала для себя несколько правил:

Довериться своей интуиции. Все же она не раз меня спасала. Верное доказательство тому – моя достаточно высокая должность. К тому же, если человек мне неприятен, то мне будет сложно с ним работать, я все время буду ждать «подвоха» и придираться к мелочам. От этого будет плохо и мне и новому сотруднику. Поэтому к своей интуиции прислушаться придется.

Не верить его словам – верить своим глазам. Например, человек позиционирует себя, как спокойного, уравновешенного, не склонного к авантюрам. Но в его трудовой книжке я вижу пять мест работы за год, а в паспорте – четыре развода. И где же его спокойствие и уравновешенность, я спрашиваю? Если есть какие — то нестыковки между тем, что говорит человек, и тем, что написано в документах – лучше десять раз подумать и проанализировать.

Выбирать за заслуги, а не за красивые (или наоборот — некрасивые) глаза. Одной из первых соискательниц была молодая и очень приятная девушка. Из ее паспорта я узнала, что она замужем, что у нее двое (скорее всего очаровательных) детей, и живет она в центре города. Честно говоря, я ей просто (и весьма банально) позавидовала. Почему я не такая? Первым моим желанием было отказать в должности, свалив это на свою интуицию. Но потом я в прямом смысле «поймала себя за руку», и пригласила девушку прийти еще раз. Потому что она хороший специалист. Потому что с завистью надо бороться.

Постараться расположить к себе человека. Это я помню еще из собственного «соискательного» опыта: если на собеседовании «нагоняют страху», то, во — первых, там не хочется работать, а, во – вторых, это просто раздражает: зачем пугаете заранее? Поэтому я стараюсь вести себя вежливо и приветливо – это поможет человеку раскрепоститься и проявить себя.

Чужие лучше своих. Когда я только занялась поиском кандидатур, одна из моих подруг предложила: «Может, я приведу свою старшую сестру? Она хорошо подойдет». Сначала я даже обрадовалась: отпадала проблема с собеседованиями и поисками, не надо думать и переживать лишний раз. Но потом эта идея уже не стала казаться такой заманчивой – а вдруг она не подойдет? Не сработаемся? Увольнять «своего» намного сложнее, чем чужого – это все знают. Соответственно и брать лучше «чужих», а не «своих».

Говорить правду. Да, мы не уходим домой раньше восьми вечера. И премии у нас дают редко. И отпуска не дождешься. Конечно, я могу соврать про нормированный график, ежемесячные премии и бесплатные путевки в санаторий. Но я не буду этого делать. Все же человек имеет право знать, где ему предстоит работать.

Не придираться к мелочам. Да, она опоздала на десять минут и забыла выключить мобильный телефон. Но при условии, что я опоздала на двадцать, и три раза отлучалась поговорить – мы, собственно, квиты. Наверное, нужно уметь видеть главное через мелочи, но я этим талантом пока не обладаю. Что ж, тем лучше для соискателей.

Все же быть начальником – это каторжный труд. И моя работа все больше напоминает не розу с шипами, а кактус с жесткими колючками. Сменить работу? Понизить планку? Или подождать пока этот кактус расцветет, и я полюблю свою должность? Сложный вопрос. Но один шаг в эту сторону уже сделан – по крайней мере, набирать персонал я уже научилась.

ЮлияВальшина

(2)

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159