По прозвищу «Москвидон»… или «Тренер» на колесах

…Читаю записи в дневнике: «7 августа 1995 года. Сегодня купили новую машину (после «Запорожца», верой и правдой прослужившего нам 10 лет) – трехлетний 41-й «Москвич».

… «7 ноября 1995 года. Сегодня вечером проехала сама – за рулем! – первые два километра. Я впервые самостоятельно проехала по дороге и даже переключалась на вторую и третью передачи! Потом это, конечно, будет казаться смешным, но сегодня это пока еще событие!»

…Прошло уже немало лет – и многое изменилось с тех пор. В 1999-м были получены права, да и «Москвич» уже давно стал историей. Но благодарное отношение к этому автомобилю остается и сегодня. Потому что «Москвичу» — представителю еще одной «знаковой» для российских автолюбителей марки – выпала «почетная обязанность» стать моим «тренером на колесах» — машиной, на которой начиналась моя «жизнь за рулем». Думаю, что я не одинока в этом опыте: в 90-х годах «Москвичи» были у многих и наверняка найдется еще немало людей, которых «вывели на дорогу» именно эти машины.

Немного истории. В 2007 году исполнилось 60 лет с того дня, как московский завод малолитражных автомобилей (позже он стал называться АЗЛК – Автозавод имени Ленинского Комсомола) приступил к серийному выпуску автомобилей «Москвич».

С момента появления «Москвичей» полюбили за их «надежный характер», прочный кузов, неприхотливый двигатель – это относилось ко всем моделям 400-й серии (с 400 до 412) и к «Москвичу»-2140.

Зеленый «друг» на даче

Выиграть в лотерею «Москвич» было мечтой многих советских людей (большим счастьем считался только выигрыш «Волги»). В свободной продаже их тоже не было – все те же распределения и очереди. Но «Москвичи» все-таки выпускались в довольно больших количествах и бегали по дорогам всей страны, доказывая свою работоспособность как в суровых северных краях, так и в жарких азиатских республиках.

В 1987 году завод АЗЛК приступил к выпуску нового поколения автомобилей – «Москвич»-2141. По своему классу эта машина находилась где-то между «Волгой» и «Москвичом»-2140.

Появление такого автомобиля было вызвано тем, что за предыдущие 20 лет автолюбители стали совершать в 4,5 раза больше загородных поездок и всего в 2 раза больше городских. А загородные поездки, как известно, это отпускные путешествия и поездки на дачу. В них участвовала обычно вся семья, перевозилось большое количество багажа. Для этого была нужна довольно вместительная, мощная и экономичная машина.

В качестве образца для нового «Москвича» был выбран французский автомобиль Simca-1307, производимый с 1975 года и даже получивший в 1976 году звание «Автомобиль года» на европейском конкурсе (это вообще было традиционным для советского автопрома: делать «кальку» с иностранных машин).

Но надо сказать, что на тот период это был достаточно современный автомобиль: переднеприводной, с пятидверным кузовом «хэтчбек».

…Однажды, когда летом 1987 года в соседний двор приехал новый «Москвич», посмотреть на это «чудо» сбежались практически все, кто находился в этот момент на улице: и мальчишки, и мужчины, и даже девчонки. Рассматривали машину долго, заглядывая вовнутрь и обходя со всех сторон. Мужики качали головами: «ну и дела!» Двое пацанов поспорили: русская это машина или нет. Но шильдик «Моквич» на дверце багажника быстро уладил их спор.

«В новом «Москвиче» приятных мелочей предостаточно: все кнопки и рычажки – в зоне досягаемости рук, инерционные ремни безопасности, боковые зеркала заднего вида, управляемые из кабины, фары с галогеновыми лампами» — так писали о новой машине в конце 80-х. «Москвич»-2141 действительно был чем-то необычным: АЗЛК по тем временам действительно предложил машину совершенно иного класса, нежели все остальные советские автозаводы. И, тем не менее, именно «41-й» называют самым противоречивым автомобилем из всех, которые массово выпускались на территории СССР. Еще не было в ходу крылатой фразы «Хотели как лучше, а получилось как всегда», но что-то подобное вертелось на языке у всех пользователей этого автомобиля.

В свободную продажу «Москвич»-2141 поступил с конца 80-х, причем с 1992 года его можно было купить уже даже без очереди (в страну стали массово завозиться иномарки и спрос на отечественные автомобили стал падать). Цена машины тоже была сравнительно доступной, качество сборки – как кому повезет… Говорят, что качество сильно упало после распада Советского Союза, то есть, машины, выпущенные после 1991 года, уступали экзмеплярам, сошедшим с конвейера раньше.

…С более ранними «Москвичами» дела иметь не приходилось, а вот моя первая машина была 1992 года рождения. Конечно, по сравнению со стариной «Запорожцем», «Москвич» было гораздо вместительнее, просторнее, да и двигатель был помощнее (70 «лошадей» против 40 у «Запорожца). Зимой радовала печка: это сегодня обдув для ног задних пассажиров – обычное дело, а в те времена это было новинкой. Тяжеленький, приземистый, но при этом очень динамичный и послушный, «Москвич» вызывал ощущение добротности и спокойствия. Ощущение такое было не только у меня. «Такое чувство, что чем выше скорость, тем плотнее «41-й» «влипает» в дорогу», — пишет один из владельцев «Москвича», — «ну на какой еще совковой машине можно так ехать, не рискуя улететь с дороги и не прилагая для этого нечеловеческих усилий?». Конечно, никакого гидроусилителя руля у «41-го» не было, но почему-то это не вызывало никаких проблем (с ГУРом я вообще познакомилась гораздо позже – на 31-й «Волге». Было любопытно!). А уж сколько поклажи «Москвич» перевозил во время поездок на юг и обратно! (приняв «эстафету» у «Запорожца»).

Заметки из дневника от июля 1996 года: «По дороге в Москву на протяжении всего пути мы умудрялись загружаться у придорожных торговцев всякой всячиной: яблоками, сливами, картошкой, помидорами… Под нашими ногами и задними сиденьями перекатывались в мешке огурцы, из багажника за спиной пахло дынями. Когда в районе Курска мы в очередной раз остановились на придорожном базарчике, на нашу машину было страшно смотреть: ее кузов осел настолько, что брызговики касались асфальта, а задние колеса были видны лишь наполовину. Отец только качал головой, осматривая ее… Уже по возвращении в Москву произвели подсчеты и обнаружили, что везли от Курска до Москвы почти полторы тонны – вместе с пассажирами».

Наверное, кто-то скажет, что мне просто не с чем было сравнивать, но именно после очередной поездки на юг в дневнике появились и такие строки: «…потрясающее сочетание: скорость – когда стрелка спидометра заходит далеко за сотню, спокойный гул мотора и подрагивание машины на неровной поверхности, шум ветра за стеклом, вокруг темень… и ощущение полной оторванности от реального мира. Это просто непередаваемо!»

Но, разумеется, доставлял «Москвич» и неприятные сюрпризы. Качество обработки кузовов на этих машинах было таким, что буквально через 3-4 года после выпуска они начинали ржаветь, причем, со страшной скоростью. Владельцы выходили из положения разными способами: кто-то покупал и менял по очереди крылья, двери, капот — кто-то занимался сваркой… Наш папа поступил, пожалуй, оригинальнее всех: когда в 1998 году состояние кузова «41-го» стало совсем отвратительным, он где-то сумел купить… новый кузов целиком! До сих пор, когда я рассказываю эту историю, не все в нее верят. Но это действительно было. Вся «начинка» машины была переставлена в новый кузов – так «Москвич» из серого:

Стал вишневым:

Мало того – после этой невероятной операции он поехал, причем сразу же в очередной «марш-бросок» на Азовское море, который прошел благополучно.

А в 1999 году «Москвичу» пришлось стать учебным автомобилем для меня и сестры: мы пошли в автошколу. Утром мы тренировались на учебной площадке на машине инструктора, а вечером приезжали туда же на «Москвиче» (под присмотром папы поначалу, разумеется). «Москвич» (примерно тогда же получивший гордое прозвище «Москвидон») терпеливо сносил неумелые действия девушек-учениц и катания туда-сюда при попытках «заезда в гараж» или «разворота в узком месте». Конечно, совсем уж покладистым характер этого вишневого создания с багажником на крыше назвать было нельзя. Чего стоила одна его неимоверно «тяжелая» коробка передач: особенно трудно переключались первая и вторая скорости. А при «минусе» за окном можно было обнаружить, что в салоне не работает печка, потому что опять «отошел» предохранитель (благо, мы быстро разобрались, где именно находится блок предохранителей и который из них нужно поставить на место). А самое интересное – просто из серии «Автокурьезы» — у нас с сестрой произошло в самый первый наш самостоятельный выезд.

Дело было под Новый год, права были получены буквально накануне, и мы решили съездить в один из столичных гипермаркетов – закупиться шампанским и прочими вкусностями. Ехать – меньше часа. Взяли с собой еще двоих пассажиров – девушку и молодого человека (оба, кстати, были «неавтоводящими»). Поехали – первый раз, без инструктора, без папы – САМИ! В тот день была очень неплохая для зимы погодка: около -5, сухие дороги и едва заметный, летящий с неба легкий снежок. Перед выездом папа предупредил нас: «Если двигатель начнет греться, включайте вентилятор!» Вентилятор в нашем «Москвиче» включался принудительно, для этого на приборную панель был выведен тумблер. Но вот только папа забыл нам показать его, а мы не догадались спросить (эйфория – первый раз сами едем!). Все владельцы «41-х» могут подтвердить: греться и «кипеть» эти машины просто обожали и делали это при малейшей возможности!.. Итак, мы поехали. Естественно, в пути стрелка датчика температуры стала двигаться к «красной» зоне и тут мы поняли, что мы не знаем, ГДЕ у «Москвича» включается вентилятор! (Напомню: дело происходило в 1999 году и мобильников у нас еще не было). Дошло до смешного: мы зарулили в какой-то двор, где мужчина ремонтировал свою «Газель» и обратились к нему с чудеснейшим вопросом: «А ВЫ не знаете, ГДЕ У «МОСКВИЧА» ВКЛЮЧАЕТСЯ ВЕНТИЛЯТОР?!!»… Думаю, что этот человек до сих пор рассказывает своим знакомым о двух девушках на «Москвиче». Правда, он все-таки показал нам на тумблер, который, по его мнению, мог включать вентилятор, и мы поехали дальше, надеясь, что уж до магазина как-нибудь дотянем. Кончилась эта поездка тем, что, загрузив багажник продуктами и шампанским, и отправившись в обратную дорогу, мы попали в пробку и позорно «закипели». Глядя на парок из-под капота, вырывавшийся в вечерний морозный воздух, мы поняли, что вентилятор все-таки не включился… Исход истории, несмотря ни на что, был благополучным: к нам приехал наш друг, залез «Москвидону» под капот, сообщил нам, что вентилятор у нас в принципе не работал («отошел» какой-то контакт), соединил нам его напрямую с аккумулятором и мы поехали домой. Правда, электрика в машине «веселилась» всю дорогу: то фары погаснут, то радио само включится… В этой поездке «Москвич» преподал нам один из основных уроков: начинаешь греться – включай ПЕЧКУ, а не надейся на какой-то там вентилятор. Это, кстати, актуально для любой машины.

…Недавно в интернете прочла такое мнение: «41-й «Москвич» не может быть первым авто у человека, особенно у молодежи, которая мало интересуется механикой и всего боится». Мы с сестрой опровергали это мнение постоянно: «Москвидон», испытав нас первой поездкой, стал нашим компаньоном в самых разных поездках: по городу и на дачу. До тех пор, пока не появился… еще один «Москвич»! Модифицированная версия «41-го» под названием «Святогор» пришла на смену постаревшему собрату в 1998 году и выпускалась вплоть до остановки конвейеров АЗЛК в 2002 году.

В нашей семье «Святогор» — тоже вишневого цвета – появился в 2001 году, его купили в качестве замены понемногу сдающему позиции «Москвидону» (ну не жили эти машины долго в принципе, а новый кузов ржавел так же быстро, как и старый). «Святогор» был очень похож на брата-«Москвидона», но имел более изящную «мордочку» и более мощный двигатель.

Качество сборки осталось прежним: все так же вся громыхала передняя панель и поскрипывала обивка салона (но к этому мы уже привыкли), да и «болезни» вскоре начались похожие – например, с охлажением двигателя тоже были проблемы. Но к моменту его появления мы уже были «обучены» нашим «тренером» — «Москвидоном» (его продали вскоре после покупки «Святогора»), да и опыта за рулем уже прибавилось. «Святогору» выпало стать первой машиной уже для нашего младшего брата, который получил права несколько лет спустя после нас с сестрой.

Кстати, он тоже до сих пор отзывается о «Святогоре» достаточно благожелательно: «двигатель и коробка – вообще без претензий!» — говорит он. Между прочим, именно брат открыл, что «Святогор» может ехать со скоростью 170 кмч… кто бы мог подумать? (Хотя 140 удавалось выжать и из «Москвидона» — на прямой и ровной дороге).

…Все было бы ничего, но в начале 2000-х появились проблемы с приобретением запчастей на «Москвичи» — завод АЗЛК на тото момент практически «сдулся» и приходилось искать детали от других машин. Качество их тоже было так себе – поставишь, через месяц выходит из строя. Да и доставал все та же извечная беда – ржавчина, которая лезла по кузову «Святогора» с таким же упорством, как и по кузовам его предшественника. Закончилось все тем, что в конце 2007 года «Святогор» был продан. В нашем семействе началась новая «автомобильная эпоха» — на смену «Москвичам» пришли иномарки, но это уже совсем другая история.

Вряд ли можно сказать, что расставание с автомобилями марки «Москвич» было печальным, но сказать о них что-либо совсем неприятное не получится – для своего времени это были вполне нормальные «рабочие» машинки, выносливые и неприхотливые, хотя и порядочные «капризули». К тому же, они научили меня не бояться машины как таковой и быть готовой к любым неожиданностям в дороге – за что им спасибо! «Москвич» традиционно никогда не считался «женским» автомобилем – что ж, этот стереотип мы с сестрой тоже опровергли: оказалось, что женщине не так уж необходимы коробка-«автомат» и гидроусилитель руля – и без них можно спокойно и комфортно ездить.

В отличие от завода АЗЛК, судьба которого печальна – в 2002 году конвейеры остановились навсегда, сами «Москвичи» и «Святогоры» по сей день продолжают колесить по дорогам России и имеют своих поклонников. А утверждение о том, что «люди с «41-го Москвича» никогда не пересаживаются на другие отечественные машины, а только на хорошие иномарки с мощными моторами» я, сестра и брат можем стопроцентно подтвердить на собственном опыте! Так оно и есть!

Наталья Буртовая

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159