Чайлдфри: бездетны, свободны, счастливы

О движении чайлдфри становится известно все больше. Растет и количество ярых противникои и критиков чайлдфри (людей, которые сознательно отказываются от возможности иметь ребенка). Подобное решение обусловлено не проблемами со здоровьем, а только волевымрешением самого человека.

Кроме этого, ЧФ (и в каком-то смысле «настоящими ЧФ») могут считаться люди, родившие ребенка и пожалевшие об этом. Среди ЧФ есть и мужчины, и женщины.

Люди, объединившееся под этим именем, представляют собой своеобразное меньшинство, и поэтому их взгляды подчас весьма радикальны. У ЧФ и их критиков накопилась масса претензий друг к другу, но львиная доля их возникает из-за нежелания понять иную точку зрения и грубых выпадов отдельных «ораторов» в этой непрекращающейся дискуссии.

Вот несколько основных позиций, составляющих «идеологическую платформу» чайлдфри:

1. Решение не иметь детей, принятое сознательно, ничем не хуже решения родить ребенка. Кто-то хочет этого, а кто-то – нет.

2. ЧФ принимают решение не иметь ребенка исходя из ряда соображений. Да, материальные возможности и уровень достатка тоже могут играть значительную роль. Но, по их мнению, это гораздо честнее, чем родить ребенка, не имея средств на качественное питание, игрушки, образование, досуг для него и для себя.

3. Истинные ЧФ не испытывают агрессии по отношению к чужим детям, охотно общаются с племянниками или малышами в семьях своих друзей, но собственного ребенка заводить не собираются. Любить что-то вовсе не подразумевает непременного обзаведения этим «чем-то».

4. Порой именно это обстоятельство становится дополнительной причиной ЧФ: человеку хватает общения с детьми или в своей семье, или на рабочем месте (если он, к примеру,воспитатель или учитель).

5. ЧФ отвергают обвинения в эгоизме, так как имеют возможность заботиться о супруге или домашних животных. К тому же, здесь многое зависит от понимания «эгоистичности». В этом случае имеющие детей самые настоящие эгоисты, так как поступают согласно собственным желаниям. Почему же у ЧФ нет этого права?

6. Желание не иметь ребенка вовсе не является неким «сбоем в генетической программе» и признаком «вырождения» и «неполноценности».

7. Урон здоровью, красоте и эротической привлекательности женщины, который наносят беременность и роды, слишком велик, чтобы на это решиться. Проблемы с позвоночником, испорченная форма груди и лишний вес – не то, с чем хотелось бы идти по жизни.

8. ЧФ не считают мир вокруг себя настолько безупречным, чтобы подарить жизнь в нем еще одному человеку, который к тому же об этом вовсе не просил. Кто может гарантировать, что Ваш ребенок проживет полноценную, счастливую жизнь?

9. Дополнительный аспект предыдущей позиции: упор на проблемы экологической безопасности и будущего планеты. Мир и так перенаселен, зачем еще люди?

10. Жизнь прекрасна и многогранна. Иметь ребенка – безусловно, тоже краска на этой палитре, но одна из многих. Времени и так не хватает на супруга, карьеру, путешествия и другие увлечения, а ребенок лишь усугубит эту ситуацию.

11. ЧФ считают, что иногда их права прямо или косвенно ущемляются (в основном по причине крайнего интереса посторонних людей к вопросу их бездетности и постоянных вопросов: «Когда же и Вы обзаведетесь?»). Иногда ощущается и некое давление со стороны государства (проявляющееся в социальной рекламе с участием детей, лозунгах «Дети – наше будущее) и пр.

Конечно же, на большинство из этих аргументов можно найти массу возражений. Но так ли это нужно? Возможно, сначала стоит попытаться понять и принять их, и только после этого вступать в дискуссии, не отрицая позиций ЧФ бездумно и не навешивая ярлык «неполноценности».

Но было бы не совсем справедливо не предоставить «право голоса» и другой стороне – своеобразному «сообществу» людей, у которых есть дети или желающих их иметь. Таковых, очевидно, большинство. И некоторые из них вступают в активную полемику с ЧФ и имеют собственные претензии к бездетно-свободным. Их суть заключается в следующем.

«Детные» считают, что:

1. ЧФ не должны пропагандировать бездетность и создавать какие-то сообщества, группы, организации. Их выбор – только их дело. А зачем же кричать на весь мир, что не хочешь иметь детей? Не хочешь – не надо, но не нужно возводить это в абсолют и размахивать лозунгами как флагом.

2. В основе нежелания ЧФ иметь детей лежат вовсе не философские идеи о несовершенстве мира, отсутствие возможности спросить у своего ребенка, хочет ли он появиться на свет и прочее, а банальная лень и эгоцентризм.

3. ЧФ значительно преувеличивают якобы тотальное давление общественных стереотипов, с которыми они уже ну просто не в силах бороться.

4. ЧФ немотивированно агрессивно относятся к чужим детям – в публичных местах, в парке, транспорте, кафе, хотя те не делают ничего плохого. Дети просто раздражают некоторых ЧФ самим фактом своего существования в мире.

5. ЧФ проявляют нечуткость и открытую агрессию даже по отношению к близким людям (сестрам, братьям, друзьям) в ответ на рассказы о своем ребенке. Они не в состоянии воспринимать детей как часть жизни (пусть даже другого человека), отказываются посидеть с малышом или посмотреть фотографии, что бывает крайне обидно для любящих матери/отца.

6. ЧФ бывают неправы, рассуждая о материнстве, да и просто не имеют права рассуждать об этом и сравнивать, так как сами не имеют подобного опыта. В отличие от любого другого предмета абстрактных умствований («я могла бы стать балериной, но вижу, как им тяжело, и поэтому не стала»), материнство – сложное явление, связанное в том числе и с гормональными изменениями, поэтому судить, например, о родах в полной мере может только родившая женщина.

7. У многих (особенно активных) ЧФ таким образом явно проявляются психологические проблемы – такие, например, как тяжелая домашняя атмосфера в детстве, отсутствие любви или иной травмирующий опыт. На самом деле они не любят ни других, ни себя.

8. Из-за ЧФ в целом увеличивается количество абортов (так как если семейная пара ЧФ не хочет иметь детей, а средства контрацепции по каким-то причинам подводят, женщина отправляется на аборт).

9. Позиции ЧФ расходятся с некоторыми религиозными принципами.

10. ЧФ рисуют анекдотичный образ молодой мамы как располневшей, неухоженной и глупой женщины, у которой на уме лишь кашки да пеленки. ЧФ оперируют буквально «страшилками» о здоровье, физической привлекательности и сексуальной жизни женщины после родов.

11. ЧФ радикально противопоставляют карьерный успех (при этом приравнивая его к жизненному успеху вообще) и факт материнства. Рождение ребенка и декрет якобы автоматически влекут за собой утрату знаний, навыков и перспектив устроиться на сколь-нибудь хорошую работу в будущем.

Безусловно, право на существование имеют самые разные точки зрения. Возможно, теперь, больше узнав о ЧФ и анти-ЧФ, Вы сможете лучше понять кого-то из них.

Анна Битько

(1)

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159